Дизайн строг и аскетичен, но аппарат выглядит стильно и элегантно. Внешне PEN E-PL3 напоминает топовый компакт Olympus XZ-1.
На передней панели нет ни рукоятки, ни даже минимального выступа под правую руку, так что хват не получается надежным. В правом верхнем углу передней панели находится оранжевая лампа подсветки автофокуса.
Модель E-PL3 имеет поворотный монитор, в отличие как от старшей E-P3, так и младшей E-PM1. За счет этого толщина корпуса E-PL3 даже больше, чем у E-P3, на несколько миллиметров, хотя высота и ширина заметно меньше.
Второй фактор, определивший чуть большую толщину камеры – байонетное кольцо, выступающее из корпуса. Подобную конструкцию мы видели у камер Sony NEX.
Вообще, E-PL3 многое перенял во внешнем облике от моделей NEX – и конструкцию поворотного экрана, и миниатюрную внешнюю вспышку, входящую в комплект. Кстати, у E-PL3 вспышка не имеет винтового крепления, как у NEX, и поэтому устанавливается гораздо быстрее и удобнее. При этом используются и контакты разъема «горячий башмак» на верхней панели, и аксессуарного порта на задней панели (на следующей иллюстрации он закрыт защитной крышечкой с надписью Olympus; кстати, эта крышечка цельная, одновременно закрывающая оба разъема). Жаль, что E-PL3 не перенял заодно и выступающую рукоятку, с которой хват камеры гораздо надежнее.
Кстати говоря, в самом заимствовании идей и концепций нет ничего необычного и тем более зазорного. Подобные вещи происходят постоянно. Тот же Olympus впервые предложил и режим живого вида, и стабилизатор на сдвиге матрицы, и систему очистки матрицы от пыли с помощью ультразвуковой вибрации, и Арт-фильтры (встроенные в камеру эффекты обработки снимков). Постепенно эти особенности перенимали другие производители.
Две кнопки, расположенные на скошенной грани задней панели, имеют разную функциональность в зависимости от режима.
Во время просмотра снимков они управляют масштабом отображения. При съемке правая кнопка (с пиктограммой лупы) выводит на экран увеличенное изображение той зоны, где сработал автофокус. Левая кнопка, помеченная Fn, программируемая (как и еще три другие кнопки).
Кнопка с красной точкой – вторая из четырех программируемых. По умолчанию она включает (и останавливает) видеозапись. А через меню можно выбрать и другие функции: Репетир диафрагмы (предпросмотр глубины резкости), Установка Баланса белого по образцу в одно касание, Ручная фокусировка, Формат файла (RAW+JPEG либо просто JPEG), Четыре варианта сохранения пользовательских настроек, Тестовый снимок без сохранения на карту, Подсветка монитора, Управление сюжетными программами для подводной съемки (которую можно вести, конечно, только при использования специальных боксов), Режим Фотогид, Цифровой телеконвертер, Фиксация AEF/AEL.
Кнопка INFO, как правило, перебирает варианты отображения информации на экране, хотя иногда служит и для включения вспомогательных функций, специфических для текущего момента. Кнопка MENU дает доступ во внутрикамерное меню настроек. Обе эти кнопки мелковаты, и выполнены вровень с задней панелью камеры. Оттого находить их на ощупь довольно сложно, ориентиром служит скорее рифленое кольцо навипада.
Две клавиши навипада имеют фиксированные функции. Клавиша Влево позволяет переключать варианты зоны фокусировки, а клавиша Вверх – вводить экспокоррекцию.
Клавиши Вправо и Вниз программируются. Возможные варианты: Режимы вспышки (вариант по умолчанию для кнопки Вправо), Режимы затвора (непрерывная съемка, одиночные кадры, таймер автоспуска; это вариант по умолчанию для кнопки Вниз), ISO, Баланс белого, Блокировка кнопки с красной точкой, Экспокоррекция.